В рубрике #VOXPOPULI («Глас народа») наши читатели задают приглашенному гостю интересующие их вопросы. Имя гостя, требования к вопросам и сроки, до которых они принимаются, публикуются заблаговременно на нашей странице.
Рубрика была запущена одновременно с исследованием в области культуры и искусства Узбекистана от Интернет-издания RedPen. И первым гостем стала киноактриса Шахзода Матчанова.
Ваша история за 5 минут. Время пошло
Я — обычная девушка. Приехала покорять столицу из города Нукус. Отучилась в Университете мировой экономики и дипломатии на факультете «Международные отношения» и абсолютно случайно оказалась в мире кино. О том, что стану когда-либо актрисой, не думала-не гадала.
Если почитать интервью многих актеров, получим, в основном, довольно банальный ответ на вопрос: «Как вы попали в кино?». Я не отличилась. Шла по улице. Меня увидел режиссер Зульфикар Мусаков и просто посоветовал прийти с фото и обязательно с родителями на «Узбекфильм».
— Я Вас перебью, потому что читала все ваши интервью, и практически во всех Вы описываете эту встречу. Есть некая нестыковка — ваша семья никак не была связана с кинематографом, и тут такая случайность. Ведь Вы не изъявляли особого желания сниматься и фото отнесли не сразу. Возникает вопрос — почему все же пришло решение пойти на киностудию?
— Интересный вопрос. До этой встречи знакомая нашей семьи, работающая в отделе кадров на «Узбекфильме», много раз уговаривала меня пойти на пробы. Но ответ был однозначным: «Нет!».
Я по природе своей замкнутый и стеснительный человек. К тому же ни в школьное, ни в студенческое время я не хотела, чтобы за меня замолвили «словечко» родители или знакомые. Поэтому на разговоры о кино говорила категорически: «Мне это неинтересно!».
Судьба распорядилась иначе — после той встречи с режиссером я все-таки решилась. Отдала фотографию, и первые фотопробы не прошла. Но уже через месяца четыре я прошла кастинг другого фильма.
Первые пробы и заветная фраза «Мотор!»
Мне было 20 лет. Я всегда и везде ходила с мамой. Но на первые видео-пробы пришла одна.
Вокруг меня были именитые актрисы. А в голове крутилась мысль: «Зачем же я сюда пришла?». Дубль за дублем. Кадр за кадром. Пробы проходили на моих глазах, и с каждой минутой я все больше убеждала себя, что не смогу. И только, когда я собралась «тихонечко слинять», режиссер Зебо Наврузова сказала: «А, вот, девочка. Давайте-ка знакомиться!».
Прошла.
— Что поменялось после того, как Вы «попали в кино»?
— Я совершенно другими глазами увидела, какими бывают публичные люди. Бывают и исключения, конечно. Но в большинстве своем они простые и приземленные. Я посмотрела на них с иного ракурса.
Мало кто поверит, но я не могла даже кушать вместе со съемочной группой. Но когда говорили заветное слово «Мотор!», я забывала обо всем.
Попав в кино, постепенно, съемка за съемкой, скованность и стеснительность, которые очень мешали мне в повседневной жизни, сошли на нет. Когда на тебя смотрит вся съемочная группа и режиссер, хочешь не хочешь, берешь себя в руки, и начинаешь работать. Это ответственность.
Даже зная, что это особо не приносит денег и тебя будут «тыкать носом» в мелкие промахи, все равно хочется развиваться и заниматься этим. Потому что кино – это та сфера, где я могу забыть обо всем и получать удовольствие от работы.
— Тут тонкая грань. Вы получаете удовольствие от того, что дарите людям понимание ситуации, прописанной в сценарии, или от того, что Вы сами в кадре?
— Я получаю удовольствие от процесса и от возможности донести то, что хотелось бы. Но, к сожалению, не все наши сценарии соответствуют, тому понятию, когда искусство учит. Это факт.
— Почему?
— Мало профессионалов, которых интересует именно искусство. По большей части интересует возможность заработать.
К сожалению, у нас мало кто чувствует ответственность перед зрителем. Мало кто понимает, что мы можем раскрыть аудитории определенную проблематику или напротив «подарить» что-то хорошее. Грубо говоря, люди искусства могут либо послужить деградации, либо вознести к высокому. Так вот второго сейчас почти нет.
Однако, говорить, что у нас в стране отсутствует качественный кинематограф неверно. Есть достойные картины, которые участвуют на международных кинофестивалях. Настоящие, искренние, чистые. Есть режиссеры, которые их снимают. Это Зульфикар Мусаков, Ёлкин Туйчиев, Аюб Шахабиддинов. Фильмы этих мастеров глубокие, заставляют задумываться, героям сопереживаешь, и хочется менять что-то в себе после просмотра. Пускай таких фильмов мало, но они есть.
Касательно экранизации классики, то это зачастую сложнее, чем снимать фильм по оригинальному сценарию. Это не просто перелистать роман и снять «постранично». Нужно попасть на одну волну с писателем. И критики, поверьте, будет гораздо больше.
Нет фильмов про подростков? Как это? Возможно, Вы смотрите фильмы, которые хорошо разрекламированы, а это чаще всего коммерческие картины. В них нет того, что вы ожидаете. Мой совет – ищите не то, что навязывает агрессивная реклама.
— Вопрос касательно профессионализма. У Вас нет диплома об окончании актерской школы — все пришло на практике. Бытует мнение, что в кадре непрофессиональные актеры зачастую смотрятся органичнее. Что вы скажете по поводу других профессий в индустрии кино?
— Да. Вы правы. У меня нет специального образования. Всему училась на площадке. Были сложности, не скрою. Они и сейчас возникают.
Я считаю, что в любом деле ценят профессионалов. И реквизитор, и гример, и осветитель должны владеть своим ремеслом. Как и где они получили эти знания – совсем другой вопрос.
Касательно режиссеров и операторов, считаю, что люди именно этих профессий обязательно должны иметь специальное образование. Не хочу никого задеть или обидеть.
— Работа с профессиональным режиссером и режиссером, который «закончил нархоз». В чем разница?
— Работала и с теми, и с другими. И могу сказать четко – разница колоссальная. К сожалению, если у нас из 10 человек один режиссер – профессионал, это удача.
По глупости, по молодости, я принимала предложения от режиссеров–дебютантов, как вы правильно заметили, «с нархоза». Читала сценарий – неплохо. Платят – неплохо. Снимаюсь. Не отрицаю этого. Это мои ошибки, и мне нужно было это пройти, чтобы понять разницу.
Профессиональный режиссер может объяснить действие на съемочной площадке двумя словами. Человек, далекий от искусства, либо произносит часовой монолог, полный философии (как ему кажется), либо говорит: «Герой умер. Давай, плачь».
Сейчас, наученная опытом, я жестко фильтрую такие предложения. И, считаю, что режиссеры в первую очередь должны быть профессионалами, а не менеджерами по продажам.
— Есть актеры, которые приходят «как штык» на съемочную площадку в 6 утра и смирно ждут своей очереди в кадре сутками. Не важно Заслуженный он артист или нет — для него это просто дисциплина.
Есть актеры, которые и в пьяном состоянии, и не читая книг, входят в роль настолько гармонично, что лучше не придумаешь. А есть те, кто при малейших трудностях или непредвиденных обстоятельствах просто теряет «искру» и гаснет. Какая Вы? Как учились и какие шишки набивали?
— Шишки были. Все испытывала сразу на себе, без теории. Первой моей ошибкой стало то, что я все пропускала через себя, и после съемочного дня не знала, что вообще с собой делать — не могла выйти из роли.
Однажды во время съемок моего второго фильма режиссер Аюб Шахабиддинов наблюдал за мной и, видимо, почувствовал мое состояние. Именно он первый сказал мне о том, что после того, как режиссер скажет: «Стоп. Смена закончена», актер должен приходить в себя и жить дальше своей жизнью. Помню его слова. И так как не могу «страдать в кадре» (как у нас любят) механически, по крайней мере сейчас, я стараюсь избегать таких ролей.
— Чего не хватает узбекскому кинематографу?
Профессионалов. В первую очередь режиссеров.
Умных, грамотных людей, которые хотят достичь не только материальных благ.
Наше кино сегодня в большинстве своем показывает то, что приводит к деградации аудитории. И в основном аудитория — это молодежь!
Я не буду приукрашать – нам не хватает людей, которые чувствуют ответственность за то, что своей работой принимают участие в воспитании молодого поколения.
А еще отдельный вопрос в том, что не хватает средств, которые реально доходят до конечной цели их использования.
— Если бы Вам дали «волшебную палочку», что бы вы поменяли в своей сфере?
— Дала бы режиссерам без соответствующего образования мозги.
Любой человек может пойти в театральный институт и после всем показывать свой диплом. Но этого отнюдь недостаточно. Это не добавит грамотности. Я бы сделала так, чтобы режиссеры думали не только о деньгах, но и об искусстве.
Тщеславие или «пена самопиара»
— Вы находитесь в топе по популярности в социальных сетях на сегодня. И стоит заметить, что Вы одна из немногих в этом «топе», кто делится хоть какими-то умозаключениями и мыслями помимо самолюбования.
Ответьте, как на духу, для чего Вам Instagram?
— Я редко смотрю телевизор, и все новости узнаю через Instagram, подписана на абсолютно разные профили. Так что, в первую очередь, это возможность смотреть на то, что происходит в мире.
Это возможность диалога с подписчиками. Я узнаю их мнение. И конечно же, чего скрывать, я — девочка, и мне приятно, когда делают комплименты. Мои подписчики меня мотивируют, поддерживают и вдохновляют.
Я не отрицаю, что в каком-то смысле это самопиар. Но а где нам, узбекским актерам, еще делать себе рекламу? Кино (что, к слову, еще спорно) и социальные сети.
Две стороны медали
— У Вас довольно хлесткие ответы на некоторые комментарии. Это как-то диссонирует с образом «грациозной, летящей и парящей» Шахзоды. Можете ответить честно: «Какая вы внутри и какая снаружи?».
— Когда нужно, я могу быть очень жесткой. Считаю себя скорее такой, нежели легкой и воздушной. Года три назад я бы ответила иначе. Но сейчас в силу возраста могу прямо высказать свое мнение. Могу пожурить коллег за недисциплинированность. Могу высказать свое «фе» на творческой встрече.
— Есть то, что Вас раздражает или злит?
— Низкое образование и неграмотность аудитории. Читаю комментарии своих подписчиков и диву даюсь «грамотеям» что на русском, что на узбекском языках. Меня очень раздражает и волнует уровень образованности подрастающего поколения.
— Не думаете ли Вы, что вопрос безграмотности молодежи извечный? Может, просто раньше люди больше общались устно и просто не видели всего этого?
— Не скажу, что была отличницей и образцовой ученицей. Дело не в знании всех предметов на «пять». Дело в общей грамотности и порядочности человека.
Судя по тому, что я имею «радость» наблюдать, у нашей молодежи день ото дня слабеет аналитическое мышление. Они в большинстве своем перестали анализировать происходящее.
Причина? Мало читают. Мало интересуются тем, что происходит в мире.
Я специально не удаляю комментарии к своим постам. Вы их перечитайте. Меня охватывает ужас от некоторых. Складывается впечатление, что молодежь настолько озлобленная и жестокая, что у меня просто каждый раз наворачиваются слезы.
А ведь у нас есть всё. Самое главное — мирное небо над головой.
— Вы не думаете о том, что действительно интеллигентные и образованные люди просто не опустятся до того, чтобы писать гадости?
— Абсолютно согласна. С другой стороны, хотелось бы, чтобы умные и интеллигентные почаще высказывали свое мнение. Тогда, может, ситуация хоть немного изменится.
— Неужели все так плохо. Ведь у всего есть две стороны медали. Как Вы считаете, есть ли просвет?
— Просвет — повышение грамотности и образованности населения посредством качественного и доступного образования.
— Очень часто Вы делитесь впечатлениями о книгах, которые читаете. Назовите ту, которую посоветовали и которую не советовали бы прочитать.
— Некоторых, кстати, мои мысли по поводу книг раздражают. Не знаю, почему. Видимо, думают, что я умничаю. Да и пусть.
Считаю, что не стоит читать «50 оттенков серого». Не потому что книга плохая, а потому что нового в ней ничего нет.
Сейчас дочитываю «Сто лет одиночества». Этот роман я пыталась осилить будучи студенткой, но не вышло — была слишком депрессивной и просто боялась брать на себя этот груз. Зато сейчас получаю огромное удовольствие.
А моя любимая книга – «Униженные и оскорбленные». Во мне было столько эмоций после неё. Шквал мыслей. Именно после этой книги я поняла, что мне в этой жизни действительно нужно, а что нет.
— В этом году с Вашим участием снято два фильма. В прошлом – также. Это довольно мало по меркам отечественного «завода кино». Как вы считаете, кинематограф – это конвейер или продукт ручной работы?
— На сегодняшний день два фильма в год для узбекской актрисы – это очень мало. Раньше было больше. Видимо потому, что была частью конвейера.
Сейчас – иначе. На сегодня мне ближе «ручная работа». Я поняла, что такое качество, а что — для количества. Первое останется в истории. Второе — канет в лету.
— В одном из своих комментариев Вы написали, что живете так, как Вам шепчет сердце. Что же оно Вам «шепчет», и что для Вас на самом деле счастье?
— Для каждого человека в определенный момент жизни понятие счастья меняется. Скажу сейчас одно, а через пять лет вы услышите совершенно другое.
Сейчас счастье — это возможность работать в интересных проектах с умными, образованными людьми, возможность делать выбор. При этом (пусть это звучит меркантильно) работа должна достойно оплачиваться. И неотъемлемая часть счастья для меня — это возможность путешествовать.
— Это то, что есть, или то, чего не хватает?
— Путешествие – это то, что есть. Про работу – то, чего не хватает.
— Работаем, чтобы…
— Быть счастливой.
#VOXPOPULI. КИНО. ШАХЗОДА МАТЧАНОВА
Текст: Мария Мусакова
Фото интервью: Сардор Алимов
В материале также использовались фотографии из архива Шахзоды Матчановой.
Выражаем благодарность администрации заведения The ROOMs за предоставление места для беседы.
Материал опубликован в рамках Исследования в области культуры и искусства Узбекистана Интернет-издания RedPen.