«Дом для русалок» — новая драма известного узбекского режиссёра Ёлкина Туйчиева, показ которой состоялся 24 июня в Большом зале Дома Кино в Москве.
Действие драмы начинается с того, что бывший военный, живущий в степной глуши, приезжает в город, надеясь встретить дочь. Когда-то она покинула родительский дом, но обещав непременно вернуться, так и не сдержала слово. Однако в городе его встречает адвокат – дочь умерла. Бедный отец пытается забыться, но судьба сводит его с очень похожей на покойную дочь девушкой, у которой серьёзные проблемы: по всему городу её преследуют какие-то опасные на вид люди, затем убивают её подругу. На протяжении фильма зрителя мучает вопрос: что же натворила эта несчастная девушка? Почему за ней гонятся преследователи? Самал (так её зовут, в переводе на русский язык имя означает «ветер») отказывается отвечать на эти вопросы. Главный герой всеми силами пытается помочь и оказать ей поддержку, однако вскоре у него появляются сомнения: действительно ли девушке угрожает опасность или это всего лишь плод её больного сознания? Действительно ли подругу убили, как утверждает Самал, или она умерла по другой причине?
Не всё в фильме однозначно и понятно. Картина не даёт ответы на все вопросы, не расставляет всё по полочкам, как это делают многие современные фильмы; она лишь немного приоткрывает завесу и оставляет зрителю широкое поле для размышления.
После просмотра «Дома для русалок» возникает желание задуматься не только над содержанием и смылом драмы, но и над её символами. Основным символом является имя героини «Ветер». Символичен и туман, присутствующий на экране большую часть фильма. Он ассоциируется с неразгаданными тайнами, с затуманенным рассудком, поэтому, на мой взгляд, туман отображает внутреннее состояние героев. Роль символов выполняют также лошади, возникающие из ниоткуда, которых видит только главный герой. Для меня осталось непонятным, что же они символизировали в данном фильме, и было бы, безусловно, интересно задать этот вопрос сценаристу.
Музыка в драме была, если можно так выразиться, «пронизывающей». Настолько, что местами становилось «не по себе», возникало ощущение страха и тревоги.
Единственное, с чем мне трудно было смириться – непредсказуемый характер Самал. Большинство фильмов, как отечественных, так и зарубежных, культивировали стереотип: главные герои должны обязательно импонировать публике. В «Доме для русалок» частая смена настроения и непредсказуемое поведение героини скорее отталкивают зрителя, чем привлекают. Но, скорее всего, это оправдано замыслом фильма, ведь эта непредсказуемость вызвана болезненностью, затуманенностью сознания Самар, что является одним из ключевых фактов, из которых строится сюжетная линия.
Я уверена, что драма тронула многих зрителей. Не часто современный фильм может похвастаться тем, что он «берёт за душу»; тем, что, выйдя из зрительного зала, люди продолжают размышлять над его смыслом.
Александра Шульга